Это – для самых маленьких, от 2 до 6. Основное занятие — трёхчастное: подвижные игры около музея, общение со зверушками, путешествие по лесу. Дополнительно – ещё две: творческое осмысление в конце (изо, лепка, керамика, проч.) и чаепитие в шатре для желающих.
Занятие 1:
парочка народных игр («Золотые ворота» — чтобы войти в лес чин-чинарём, а лес – он и сам как терем расписной, как изумрудный дворец, как большой уютный зелёный дом, как нефритовый чертог; «Я –змея» — чтобы заключить перемирие со всеми кусачими лесными тварями – от комаров до драконов). Ну и всё, двух обычно хватает, но про запас обязательно ещё три-пять игр держим: если малыши разыграются, такое настроение никак нельзя упускать. Нет для ребёнка занятия более продуктивного и познавательного, чем активная игра на свежем воздухе!
Потом – в мини-зоопарк, знакомство, скажем, с ежами. Или с мышкой и крысом. (Мышка беленькая у меня теперь живёт, рука не поднимается пустить совам на корм пушистенький белый комочек!
Поход в лес — раз в неделю, маленьким вполне достаточно. Или зоопарк, или лес. И то, и другое для малышей — перебор. Опять же надо уложиться в 2 часа. Больше – слишком, не выдержат, устанут, меньше – недобор информации!
После леса или зоопарка – творчество на тему. Для начала – рисование. Нарисуй полюбившуюся зверушку. Расскажи о ней маме, а мама запишет на листок и потом вместе расскажете про свою зверушку.
Конец занятия – Дударь – чтобы все были здоровы!
Д/З: придумать сказку про зверушку и нарисовать к ней иллюстрации
Занятие 2.
Повторение игр «ЗВ», Дударь, Змея.
Я – орёл, вы – зайчата!
В зоопарке, по-быстрому – кто что ест. Проведать своего зверика, угостить вкусненьким, что-нибудь полезное для него сделать – травки нарвать, домик поставить, колокольчик привесить…
Нарвать травы грызунам на корм, остальным – на подстилку.
Лес: хвойный и смешанный, чем хорош, чем плох и для кого; поселить игрушечных животных и птиц в удобных местах, а потом собрать их.
Набрать природного материала и сделать в музее поделку «Лес» — про полюбившийся лесной ландшафт
«Я – маленькая сова. Я живу так…» — рассказ вместе с мамой, показать три позы или движения – «Лесная фигура, на месте замри!»
Кот из дома, мыши – в пляс!
Нарисовать свой любимый участок леса.
Занятие № 3.
День летнего именинника. Игра «Каравай»
В мини-зоопарке: экскурсия «Поговорим о наших животных». Каждый рассказывает о своём (или мама).
Потом у трона хозяина леса – «Где мы были, мы не скажем, а что видели, покажем» — каждый изображает повадки своего животного, а остальные угадывают.
В музее – игра «терем-теремок»
Поделка: из спичек, палочек, шишечек и веточек построить маленький теремок. Потом будем делать керамических зверей, живущих в нём.
Выходной день:
поход в Берёзовую рощу в стиле «Волчья стая»: представим себя зверятами (какими – в зависимости от того, что за дети). Обсудим, чего в лесу опасного, чего – нет, зачем слушаться родителей, кто как защищает своих детёнышей, прячется и проч. На Лысой горе – «Я орёл, вы – цыплята» «Я – маленькая сова!».
На обратном пути в зоопарке – кто как прячется, как защищает детёнышей, как охотится и на кого.
В музее – нарисовать сценку из жизни леса (можно в виде комиксов) и придумать историю к этой ситуации
Каждое занятие начинаем с просмотра домашних заданий и демонстрации альбомного листа по мотивам предыдущего занятия.
Родителям с самого начала предлагается завести альбом с записями, где были-что видели, с рисунками, фотками, картами-планами, всякими коллажами и записями придуманных детьми историй.
Постояннодействующие задания:
1. Ведения альбома-дневника
Уход , приручение, дрессировка, вообще всяческий апгрейд «своей» зверушки
2. Придумывание и воплощение идей по ландшафтному дизайну
3. Проигрывание игр и проговаривание тем, освоенных во время предыдущего занятия
4. Изготовление поделки или сочинение истории – так, чтобы готовый продукт можно было показать народу..
Занятие 4
1. Игры на лужайке: ручеёк. Двое мало, третий лишний. Платочек.
2. Поход к водоёму (ручеёк, родничок, лесной источник). Приведение в порядок высохшего лесного родничка – пока пересох во время жарких дней – самое время; потом ручеёк снова потечёт, но уже по ухоженному руслу.
3. Сбор в аквариум гидробионтов.
4. В музее: Золотая рыбка и уход за ней
5. В музее: поделка «водоём» из природных материалов (от дна тропического моря до болотца в лесу
Д/З: принести золотой рыбке всякой полезной всячины в аквариум. Доделать (или сделать ещё одну) поделку про водоёмы
Занятие 5
1. Игры на лужайке: «А кто первый сядет?», ещё раз – «Я орёл, вы – цыплята!», «Лесная фигура, на месте замри!», «Угадай-ка!» – передают маленький предмет из ладошек в ладошки, а водящий угадывает, у кого ЭТО там лежит – маленькими «драгоценными» камешками, обозначая их как рубин, сапфир, хрусталь, и, главное – изумруд. Написать объявление: «Просим поддерживать островок и кораблик в чистоте!»
2. Поход к Изумрудному озеру. Его история, обитатели. Фрегат Надежда. Если родители согласятся – субботник по уборке островка с фрегатом.
3. Пикник на Дозорной высоте.
Д/З: макет Изумрудного озера с корабликом посерёдке. Шкатулочка с коллекцией камешков. Идеи по украшению территории мини-зоопарка и подбор предметов, которых можно пристроить в украшаемом уголке.
Занятие 6. Изумрудный дворец .
1. Игры на лужайке: подвижные – чехарда, Али-баба, перетягивание каната.
2. Мини-зоопарк: «Наш уголок я уберу цветами!»
3. Лес, мини-зоопарк – зелёный дом, изумрудный чертог, золотой дворец, терем расписной. В нём столько всего! Посмотрим-ка – какие черты у нашего мини-зоопарка, как у нефритового дворца! (часы на дереве, сервант, домики-спальни, вольеры-комнаты,И также в лесу – спальни, этажи, коридоры, холлы, галереи… Озеро – бассейн, источник – водопровод, полянка с упавшим деревом – диванная, обрыв над озером — лоджия
Ну а зверюшки, проживающие здесь – члены одной семьи.
4. Украсим территорию! Каждый берёт себе по уголку этого зелёного дома и украшает его в меру своих склонностей и возможностей.
5. Играем со своими подопечными зверушками и обыгрываем элементы «зелёной комнаты» в их жилище.
Д/З: продумать развитие своей комнаты Зелёного Дома и следить за порядком и красотой в нём.
Д/З: Нарисовать план зоопарка и перспективный план зоопарка. А дальше – составить план действий по воплощению идей в жизнь и двигаться по нему!
Занятие 7. Как животные служат людям.
Метод. пособия: листы-раскраски разных животных, служащих людям (из книжки Димы Васильева)
1. Поход по зоопарку: кого как используют и могли бы использовать люди
Кролик – это не только ценный мех
Крысы, мыши – лабораторные животные
Лиса, волк, ежи – про них есть сказки
Собака – друг человека
Хорёк – как кошка, уничтожает грызунов
Утка – перья, их едят, яйца
2. Другие животные – у песочницы: гепард, верблюд, лама, куры, гуси, бакланы
3. Начинаем составлять свою «Звериную азбуку» — крупно – букву, с которой начинается название животного. Рядом – рисунок, с учётом того, чтобы животное проявило себя как помощник человека
4. Игра: где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем.
Д/з: продумать азбуку. Нарисовать ещё одну букву.